Друзья! Сегодня на наших воскресных Евангельских встречах делились с сожалением тем, в последнее время мы все больше дистанцируемся друг от друга: реже без повода ходим в гости, боимся лишний раз напрячь другого, скупимся быть братолюбивым друг другу с нежностью (Рим. 12, 10). А ведь, казалось бы, чего жалеть: у каждого есть множество душевных дарований, которые от раздачи только увеличиваются.
Зато гораздо быстрее, чем сблизиться, получается отделиться, отмежеваться. Легко в нас внедряется, иногда на много лет, а иногда – на всю жизнь горечь против обидевшего нас человека. Мы мстим ему жестоко и бессердечно тем, что отказываем в прощении. Может, и на словах прощаем, а в сердце обида остается как горечь и тяжесть.
Христианство отличается тем, что прощение даже несправедливых обид рассматривает не как недостижимую планку, а как норму жизни. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Как это вместить в себя, если боль, причиненная человеком, не оставила в душе ничего, кроме выжженной пустыни? Какое там благословение?
Один из ключиков к этой непростой загадке жизни лежит, как мне кажется, в сегодняшнем Евангелии о расслабленном. Господь, подойдя к парализованному, лежащему на носилках, говорит удивительные слова, приковывающие внимание: Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. И все. Думается, если бы не вызывающее поведение книжников, дальнейшее исцеление и не потребовалось бы. Потому что оно уже совершилось в душе у расслабленного: он понял, что прощен.
Апостол Павел жил этим прощением: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:32). Это прощение совершилось через то, что Христос приблизился к каждому из нас, подошел так близко, как это возможно. Он Сам – воплощенное прощение, то есть принятие, сострадание, сопереживание другому, кто мучается от своего поступка.
Когда примешь верой тот факт, что ты принят и прощен Богом во Христе, жить как раньше уже не получится. Все склоки обнаружатся во всей своей мелочности и пошлости: они все - из-за каких-то жалких денег, власти, мелкого самолюбия. Сквозь образ Христа любая обида растворяется как пыль, и хочется обнять и благословить даже гонителя.
Прощение не заключается в том, чтобы проигнорировать грех, не считать больше совершенный поступок злым. Зло должно быть названо своими именами. Пережитое прошлое не проходит; оно остается в нас, пока не изжито. А изживается оно подвигом покаяния со стороны грешника и подвигом прощения со стороны его жертв. И я бы не рискнул сказать, что какой-то подвиг из этих двух легче другого.
Но только прощеный может простить и передать эту эстафету добра дальше.
⠀
Священник Дионисий Мелентьев