Телефоны: (3822) 65-29-54 (общий), 500-405 (приходской консультант с 10.00 до 17.00)

В наших житейских проблемах мы часто жалуемся на окружающих нас людей: они нас часто не понимают, обижают, раздражают своим поведением. Из-за этого мы волей или неволей впадаем в грех лицемерия: в храме мы одни, настраиваем сердце на самое лучшее, хотим устремиться к высокому, а в обыденной жизни ведем себя не по-христиански, а иногда нарушаем и простые человеческие нормы общения.

 

Что же делать? Давайте поучимся у апостола Павла. В его посланиях во множестве рассыпаны, как драгоценные жемчужины, ценные советы о  том, как подобает вести себя христианину по отношению к ближнему.

Рим. 12:10: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»

Все мы братья, рожденные от одной утробы, от купели крещения, следовательно, этим самым обязаны уже любить друг друга с нежностью. Как же сохранить эту любовь? Ведь часто бывает, что в душе мы готовы любить человека, но как только он себя поведет не приятным нам образом (не так взглянет, не то скажет и т.д.), так тотчас же от нашей любви и след простыл. Предусматривая это, мудрый апостол Павел из своего жизненного опыта советует: предварять, предупреждать друг друга в почтении. Предупреждать в почтительности – это когда ты имеешь все права и основания, согласно собственного положения, ожидать почтения, уважения к себе со стороны другого, но опережаешь его в выражении почтительности, искренней учтивости, уважения со своей стороны. Делаешь это первым. И тогда твое сердце согревается теплом внимательности, заботы, ты раскрываешь для себя душу этого человека, вкладываешь в него частичку своего сердца. И тогда никакие искушения не страшны. Тогда ты видишь за внешними неблаговидными, может быть, поступками или словами живую душу. И что надо для этого? Всего-то навсего подойти первым, первым поинтересоваться как жизнь, первым предложить помощь, первым подарить что-то. Кто выигрывает от этого? Человек, к которому Вы первым подошли? Нет, Вы сами получаете от Бога неизмеримо большую награду: сердечное тепло и жизнь нашего сердца. По большому счету, мы – там, куда мы вложили свое сердце. Если не вложили никуда и ни в кого, нас нет.

В следующем стихе апостол Павел возводит нас на новую высоту человеческих отношений: 12,11: «в усердии не ослабевайте».

Часто наше добросердечное отношение к человеку проверяется временем. Мы можем подойти к человеку, очень душевно с ним поговорить, но проходит несколько дней и мы о нем забываем, как будто никогда не общались. Мы порхаем, как бабочки, к другому человеку, с которым нам приятно и нарушаем основание любых человеческих отношений – постоянство и верность. Именно поэтому апостол Павел напоминает, что нельзя ослабевать в усердии любви. Если Вы кого-то приручили, Вы в ответе за него. И если мы сегодня за Божественной Литургией причащаемся из единой Чаши и общаемся самым тесным образом, становимся на духовном уровне максимально близкими друг другу, то, следовательно, мы тоже не должны бросать тех своих братьев и сестер, с которыми нас соединил Сам Господь. Если мы верим в одного Бога и ходим в один храм, это накладывает на нас большую ответственность друг за друга. Почему бы не прийти друг другу в гости вне храма, первым предложить помощь? Хотя бы просто позвонить, сказать доброе слово, порадовать чем-то человека будет уже большим шагом с нашей стороны. Первым попросить прощения, если почувствовал обиду в своем сердце, ничего не таить, быть откровенным и честным со своим братом и сестрой – вот каким хотел бы видеть христианина апостол Павел. Этого ждет от нас Господь, потому что знает: только на пути самопожертвенной любви мы можем обрести для себя истинное счастье.

Аминь.

Проповедь произнесена иереем Дионисием Мелентьевым в приходе святителя Николая д. Губино 16 августа 2014 г.

Проповедь настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева на праздник Казанской иконы Божией Матери

4 ноября 2014 г.

 Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы все собрались в храме, чтобы прославить Пресвятую Госпожу Богородицу, Божию Матерь, Которая через Свой чудотворный Казанский образ явила нашей стране и всем людям многочисленные чудеса. Чем же мы, пришедшие сегодня в храм, можем прославить, возвеличить и восхвалить Пресвятую Госпожу Богородицу?

Наверное, больше всего Ей угодно будет от нас, если мы, взирая на образ Ее жизни, на образ Ее молитвы и благочестия, постараемся и нашу жизнь хоть в какой-то мере сделать подобной Ее образу жизни. Все мы помним из Святого Евангелия, насколько труден, многоопасен и тяжел был жизненный путь Пресвятой Богородицы. С самого начала Ее служения Богу, когда Она стала таинницей, то есть вместила в себя тайну божественного воплощения, этот путь для Нее стал почти крестным.

У Нее была своя Голгофа. Конечно, не та, которая была у Христа, но все же вся Ее жизнь была постоянным восхождением по этому крестному пути.

С того самого момента, когда Она зачала во чреве от Духа Святаго, Она понесла на Себе насмешки, презрение и подозрения окружающих людей. Но Она восприняла это со смирением и кротостью, зная, что Господь в Свое время покажет и сделает явным Ее небеззаконное, но сверхъестественное зачатие от Духа Святаго. И за этот жизненный крест, за предвозвещенное Ей архангелом служение Она не требовала никакой награды от Бога, не думала об этом. Она жила надеждой, что хоть как-то послужит Богу, тем способом, который Он избрал.

Когда Господь родился в Вифлееме, Пресвятой Богородице как женщине, как матери пришлось пережить и преодолеть много различных трудностей, знакомых каждой матери: и физических, и душевных. Божией Матери пришлось пережить злоключения, гонения и длинное путешествие, но Она все это приняла со смирением, кротостью и с благодарностью Богу, ничего от Него не требуя.

Когда Господь начал возрастать, Она не стала предъявлять Ему каких-то материнских прав и, когда поняла, что через Него говорит какая-то высшая мудрость, даже тогда, когда Он был еще отроком, не стала прекословить, перечить, но, как говорит Писание, «слагала все слова в сердце Своем».

И все время мы видим Божию Матерь кротко и смиренно стоящей возле Своего Сына, внимающей Ему, слушающей Его, и, самое главное, находящейся в послушании Ему. Помним и эпизод в Кане Галилейской, когда Она сказала слугам: «Делайте то, что Он вам велит». Она сказала так, потому что знала, что все, что Ее Сын скажет, будет ко благу людей – Она доверяла Ему, прозревая и догадываясь, что перед Ней не только Ее Сын, но и Бог Ее. При этом, опять же, не пользуясь Своим положением матери, самой близкой, самой родной, самой знающей своего Сына. Для Себя Она не просила ничего, для людей – да, но для Себя ничего… И в этом образе жизни, который стал подготовкой к самому трудному, по-настоящему крестному испытанию, когда Она стояла у креста и видела Своего Сына умирающим, Она ни разу не сказала: «Почему такая несправедливость? Почему все вокруг обрушивается на Меня со всей тяжестью и трудностями? Почему? За что?» Но слово ропота никогда не исходило из Ее уст.

А в нашей жизни? Как часто в нашей жизни случаются испытания гораздо более легкие, чем были в жизни Пресвятой Богородицы. И что же мы? Обрушиваемся на Бога со словами недовольства, огорчения и раздражения: «За что? Почему такое с нами случается?» Мы виним всех и все, смотрим не на себя, а на окружающих людей, требуя от них и от Бога, чтобы они сделали все по правде, по честности, по справедливости. А к себе это требование не обращаем. И получается, хотя мы ищем правды и хотим, чтобы все вокруг: в нашей семье, в нашем городе, в нашем государстве было по правде, но если так не получается, мы недовольно ворчим и ропщем. Хотя мы, казалось бы, стремимся к хорошему, результаты от нашего ропота и недовольства самые плачевные. Близкие и родные от нашего недовольства не становятся лучше, ответственнее, терпеливее, а только замыкаются в обиде на нас. Коллеги по работе, которым мы также предъявляем очень высокие требования, тоже от этого не начинают работать лучше. Вместо этого они перестают слышать нас — тоже замыкаются в глухой обиде. Начальники, на которых мы жалуемся и обижаемся, тоже милосерднее и человеколюбивее от этого не становятся. Мы должны понять, что и правда, и справедливость, и честность, и истина находятся в нас самих и зависят только от нас. Если мы приложим труд, тогда вокруг нас та чистота, та честность, то добро и та правда, которую мы в своей душе вырастим, распространятся вокруг и согреют души и сердца людей вокруг нас. Так же, как это случилось благодаря жизненному подвигу Пресвятой Богородицы. Она не искала правды вне Себя, а искала правды, живя по правде. Так Господь судил, что все невзгоды, и все несчастья, и все несправедливости, обрушившиеся на Нее, Она пережила, преодолела и стала выше их. И, благодаря этому приблизилась к Богу настолько, что Господь Сам нисшел и взял Ее душу к Себе на Небо.

Пусть же Пресвятая Госпожа Богородица, Дева Мария, поможет нам в нашей жизни Своими молитвами, Своей милостью и Своим ходатайством. Аминь.